Мерзость запустения

Направление научно технической мысли не оставляет сомнений, что рано или поздно (скорее рано) человечество подойдёт к созданию человекоподобных чат ботов, слабого, а затем и сильного Искусственного Интеллекта. Я бы сказал — неизбежно. Вопрос только во времени.

Сегодняшние срачи человечества на тему «лгбт это правильно или неправильно, допустимо или недопустимо» будут смотреться более странными, чем сегодня смотрятся средневековые споры «от дьявола ли голубоглазые и рыжеволосые» (большинство таких шло на костёр).

Ещё до конца века — большинство человеческих эмбрионов будет вынашиваться искусственно и удалённо, полностью освободив женщину от необходимости рожать, что само по себе перепишет многие общественно-социальные нормы, но самое большое испытание человека связано с так называемым «Искусственным интеллектом».

Большинство даже не осознаёт насколько…

На меня очень сильное впечатление оказало произведение Скотта Бэккера «Князь Пустоты», 7 томов. Собственно это лучшее дарк-фэнтези, что я держал в руках за свою жизнь. А держал в руках я очень немало и весьма искушён. От Толкина и Лавкрафта до Муркака, Глена Кука и присловутого Мартина, включая всяких Сандерсенов, Эриксонов, Аберкромби и прочих.

Князь Пустоты меня буквально потряс. По многим причинам, не стану тут отдельно об этом распространяться (этому эпосу бы надо написать отдельную полноценную заметку). Единственная серия книг которую я кинулся читать в первоисточнике, т.е. на английском. Оговорюсь, что детей к этим книгам лучше не подпускать, это должен читать взрослый человек, а мир вероятно самый жестокий из всех возможных фэнтезийных вселенных и всё это показано без малейших купюр, хотя первые тома начинаются достаточно спокойно.

Скотт Бэккер когнитивист (наука о сознании), философ, социолог, университетский преподаватель в Канаде, печатающийся в уважаемых рецензируемых изданиях, пищущих много научных статей на тему проблематики современного общества, моральных императивов и поведения людей. Так или иначе это находит отражение и в его художественной работе.

Собственно, это короткий ввод.

Если очень кратко, на мир, пребывающий в состоянии поздней Античности-раннего Средневековья, с небес падает Золотой Ковчег, несущий армию из миллионов существ, которые впоследствие были названы «народом пустоты», инхороями — ибо упали с неба. У этих самых инхороев есть своя история, цели, философия и этика, а поклоняются они… машине. «Механизму». Считая его высшей формой жизни. Причём именно Механизм был основным акктором путешествия через пустоту, он «правил, судил и награждал», а инхорои так.. обслуживающий персонал, мальчики держи-подай, десантные войска. Философия инхороев, аналог религии, или скорее её замена — называлась «Текне». Ключевой идеей которой было, что всё живое, по-сути является машинами. И они сами. Они не видели принципиальной разницы между собой и своим божеством, считая его лишь более совершенной формой жизни.

Инхорои достигли невероятных высот в науке и генной инженерии. Собственно, они считали что наука может всё. Всё это привело к сатанинской гордыне, культу интеллекта, полному отсутствию каких либо императивов, крайней половой распущенности и богоборчеству. Рассказывая о происхождении Инхороев в последней главе последней книги, Бэккер очень-очень прозрачно намекает на постсингулярное, светское, либеральное, секулярное человечество не особенно далекого будущего, выродившееся до совершенно чудовищного состояния радикального гедонизма, вознамерившиеся стать за счёт науки богами. Они достигли невероятных, ошеломительных высот. Присловутые «Инженеры» или «Прародители» инхороев, вокруг которых фанбаза сломала невероятное количество копий в спорах. Хотя впоследствие автор отрицал в интервью связи. Но там столько намёков. Одним из геральдических знаков инхороев являлась перевёрнутая литера «альфа и омега», используемая в православной иконографии и означающая Бога.

Ковчег потерпел крушение из за вспышки сверхновой звезды (одна из фанатских версий). В небе полыхнула полярная звезда, на что обратили внимание все народы и царства Эарвы, а через три года на землю упала «золотая мерзость», извергнувшая из пасти орды инхороев. При этом из-за крушения большая часть из многих миллионов погибла, а Механизм-правитель, был повреждён, отключился. Чтобы его реактивировать нужно найти подходящего субъекта с необходимой нейропластичностью (структурой) мозга, поместить его в Саркофаг, который тут же пронзал голову существа стальными иглами. Экземпляр тут же погибал но запускался Механизм, это чудовище (если нейропластичность мозга могла выдержать, это важно; инхорои убили десятки тысяч, подводя к саркофагу, стараясь запустить процесс, сваливая просто горы трупов из отработанного негодного материала).

По сути Механизм, Цурумах, Мурсирис, Не-БОГ, как его называют народы Эарвы, это.. биокомпьютер. Прородители Инхороев, те самые постсингулярные таинственные "Инженеры", в которых сквозь дымку угадываются люди, не стали заморачиваться над кремниевым аналогом, и просто использовали биологический мозг.. Который выполняет функцию Ядра или Процессора.
По сути Механизм, Цурумах, Мурсирис, Не-БОГ, как его называют народы Эарвы, это.. биокомпьютер. Прородители Инхороев, те самые постсингулярные таинственные «Инженеры», в которых сквозь дымку угадываются люди, не стали заморачиваться над кремниевым аналогом, и просто использовали биологический мозг.. Который выполняет функцию Ядра или Процессора.

Вопрос в том, что всю серию так до конца и не понятно, Не-БОГ живой, хотя бы в каком то смысле или это просто.. говорящий труп, чат-бот, хотя с невероятной оперативной мощью. Природа сознания — ключевой элемент произведения и, собственно, разные точки зрения на сознание, философские концепции, выясняющие между собой отношения — приводят к миллионам трупов, сметают царства и стерилизуют целые миры. Это война теологий.

Природа этого самого Не-Бога не даёт мне покоя. Он живой? Там есть сознание? Хотя бы в каких то формах? Форме кибернетического разума например. Или это просто мощнейший чат бот, способный, однако, учиться (причём с невероятной скоростью и вычислительной мощью), координировать миллионные армии, импровизировать, полноценно вести диалоги, при этом часто в очень поэтическом стиле. Там есть сознание, внутреняя жизнь или это просто система компьютерного стат-анализа. И ты даже не понимаешь, какой ответ страшнее. Целая цивилизация поклоняется .. чему? Кому? Живому существу, сверхсуществу? Или трупу надетому на иглы. Они поклоняются жизни или просто.. разговаривающей пустоте.

Эти вопросы вызывают целый ворох других вопросов. Что такое вообще «жизнь», а мы сами.. живые? Бэккер раскрывает перед нами целую метафизическую бездну, ловко играя полутенями, намёками на людские философские концепции и мифы народов мира, где человек лишь жалкая подделка на настоящую жизнь, богов. Как в коране, у греков или у народов древнего междуречья сказано что духи, джины или боги сделаны из огня, а человек слеплен из грязи, «лишь тень», подобие, кукла. Как бы.. не настоящая жизнь. Как например подробно объясняется в Эпосе о Гильгамеше, древнейшем письменном художественном эпосе человечества. Когда Гильгамеш пришёл в ужас от смерти друга и отправился искать элексир бессмертия, боги ему там подробно разложили что он вообще-то так.. скуляпан из говна и веток. Для развлечения. И не людское это вообще то дело. «Боги как сливки.. люди как вода, боги как зерно, люди как шелуха».

В процессе чтения выясняется что инхороев эти вопросы даже не волнуют, потому что в рамках метафизики текне Не-БОГ — живой, в том смысле в каком текне понимает жизнь, а философы текне договорились до того что всё живое является автоматами. Текне это концепция тотального, абсолютного, доведённого до логических пределов материализма. Где вся материя мертва и есть только её физико-химические аффекты. Дескать, ложь не в том что Не-бог живой, а в том что — живые мы. Мы просто говорящие, рефлекторные — программируемые генами, куски мяса, живые не больше чем тот самый чат-бот. Кажется абсурдно, но чем больше читаешь, тем больше впадаешь в ступор. Если бы вы только знали какие многостраничные срачи и споры его произведение вызывают на западные фан форумах, форумах философов, трансгуманистов.

Если нечто ведёт себя как живое, говорит как живое, причём на высочайшем уровне, с чего мы собственно взяли что оно не живо? Каковы критерии? А ты — жив? Да и… какая разница. Или разница есть? Вопросы кажутся глупыми, но поверьте, эти вопросы будут сотрясать человечество в реале весь конец 21 века и далее. Создание сильного искусственного интеллекта это переворот всех религий, всего мировозрения, я напишу об этом чуть ниже.

При этом нужно понимать, что для инхороев, их создателей -Инженеров, в рамках идеологии Текне — НЕ-БОГ это абсолютный шедевр, «Абсолют» — они его так и называют, вершина совершенства. Он не устаёт, не сомневается, не боится, не любит, идеальное равновесие, буддийское, нирвана, полнота и завершённость, экстаз, полнота бытия которая идентична небытию, он вечен в относительном смысле, проходят тысячелетия и тысячелетия, а он остаётся вечно чистым, свежим, неутомимым. А само Текне представлено как идеология которая уничтожила кучу миров и рас, покорила фактически всю материю, весь материальный мир, всё повергла к своим ногам и подошла к пониманию реального посмертия и посмертного существования души. Но гордыню Инженеров не смутило даже это. Наука и текне может пожрать всё. Но я не буду в эту сторону дальше рассказывать, ибо статья не об этом.

Бэккер в интервью говорит, что НЕ-БОГ философский зомби. Т.е. ведёт себя как человек, говорит, общается, отвечает, спрашивает; не зная что это — ты никогда не поймёшь что внутри, а внутри — ничего нет. Чернота. Это просто программа, у которой нет никакой внутренней жизни.

Народ ловил Бэккера неоднократно на том, что его ответы как шарады, как метафоры, они не полные, а как бы лукавые загадки. В когнитивистике есть примерно дюжина разновидностей философских зомби, от полной несознательности (самый просто пример компьютерный чат-бот), до весьма сознающих интеллектов (но ограниченно), как например животные. Жульен Ламетри ещё в 18-ом веке сказал, что животные это просто автоматы. А потом сказал что люди — это просто автоматы. Но посложнее. Чем вызывал невероятную истерику церковников. Ну 18 век, можете себе представить. Сейчас за это набросятся, а уж тогда…

Для полного мертвеца Не-БОГ ведёт себя странно. Во время боя он часто говорит через существ которые находятся под его сетевым контролем (а его сетевой контроль это миллионы шранков, сексуально озабоченных людоедов — генетически выведенные монстры, а также башраги, вракку и другие), чёрный саркофаг висит в небесах, и над полями сражающихся до самого горизонта, над ковром копощащейся плоти, раздаётся громовой хор миллионов глоток, сокрущающий рёв океанов тварей: «СКАЖИ МНЕ… ЧТО ТЫ ВИДИШЬ… ЧТО Я ЕСТЬ… МНЕ НАДО ЗНАТЬ». Голос вызывает ужас у людей, от него падают на землю, он снится народам в кошмарах. Этот вопрос выдаёт некую неудовлетворённость, что в свою очередь намекает на самокопания и индульгирование, т.е. на внутреннюю жизнь. Что прямо противоречит ответу Бэккера о философском зомби. При этом если Не-БОГУ пробуют ответить, он как будто не слышит, он с невероятной точностью управляет ордами тварей, осуществляет манёвры, сконцентрированный на текущих тактических задачах, но продолжает задавать этот вопрос в никуда с некоторой периодичностью… снова и снова.. и снова, как сломанный патефон. Опять же, куча философских срачей «что он имеет ввиду», «зачем он спрашивает», я знаю минимум пять версий и объяснений. При этом НЕ-БОГ это не зависший компьютер, он может отвлекаться от своей однотипной рецетации и в частных случаях, как правило вне сражений, начинать говорить жёстко на совершенно другую тему, отдавая подчинённым, инхороям, людям, кунороям, вне его прямого сетевого контроля, тем кто обладает собственным относительно развитым самосознанием — тактические указания. Его речи часто не лишены поэтики, пафоса. А как стратег он невероятно хитер, просчитывая все как в шахматах на несколько ходов вперёд. Т.е. идиотом повторяющим одну и ту же фразу его не назовёшь. Однако он повторяет её очень часто, обращаясь к своим врагам, к народам эарвы во время сражений.

Метафорика Бэккера очень многосоставна и колоритна. Цивилизация Текне которая достигла вершин материализма, вершин власти над материальным миром, создала культ науки и животного гедонизма, поклоняется… машине, в сердце которой, по сути, «говорящий труп». С которым они не видят разницы и который является лишь юродивым отражением их самих. По правде говоря, для большинства читателей всё это остаётся за бортом осознания. Для львиной доли это просто интересное жёсткое техно-фэнтези, с эпичными боями и политическими интригами, дальше не копают. Не осознавая, что Бэккер это больше чем просто писатель, это философ который изучает сознание, социологию и динамику современного мира. И тут я заканчиваю про Бэккера который меня навёл на все эти размыления и перехожу в третьей части. (Боже для кого я это пишу, на дзене хорошо заходят статьи про ноготочки и кто с кем трахался из селебов, а не часовые философские простыни, сомневаюсь что до этого места кто нибудь дошёл)))

Ганс Руди Гигер - знаменитый швейцарский художник, работами которого в значительной степени вдохновлялся Бэккер. Он же создал образ "Чужого" для знаменитой кинофраншизы. А сам чужой в свою очередь лёг в основу образу инхороя. В данном случае на картине саркофаг с шипами, который лёг в основу бэккеровского Саркофага.
Ганс Руди Гигер — знаменитый швейцарский художник, работами которого в значительной степени вдохновлялся Бэккер. Он же создал образ «Чужого» для знаменитой кинофраншизы. А сам чужой в свою очередь лёг в основу образу инхороя. В данном случае на картине саркофаг с шипами, который лёг в основу бэккеровского Саркофага.
У Гигера и эта картина и предыдущая - аллюзия на "Железную деву", средневековое орудие пытки, железный гроб, утыканный изнутри иглами, куда помещался человек, гроб закрывался, а человек погибал. Железная дева один из мотивов вдохновения как для Гигера так и для Бэккера.
У Гигера и эта картина и предыдущая — аллюзия на «Железную деву», средневековое орудие пытки, железный гроб, утыканный изнутри иглами, куда помещался человек, гроб закрывался, а человек погибал. Железная дева один из мотивов вдохновения как для Гигера так и для Бэккера.

Теперь про наш грешный мир.

Интернет разделяет людей. Люди все реже лично встречаются, все реже и меньше занимаются сексом (как не парадоксально), это устойчивые тенденции западной социологии последних лет. Все сидят в сети.

Онлайн переводчики и чат-боты становятся всё более умными. Живых друзей замещают виртуальные друзья (пока ещё живые), но заря технотронной революции уже освещает горизонт. Алисы, Сири и прочие чат боты развиваются ударными темпами. Корпорации ваяют для людей — кибернетических друзей, которые всегда помогут, выслушают, подскажут, развлекут.

Чат боты начинают проходить Тест Тюьринга, т.е. человек общается через соцсеть, мессенджер с программой и.. не может распознать что это программа, а не живой человек. Про это пишут книги, снимают кино.

Недавно смотрел невинную западную романтическую драму (название искринне вылетело, но может кто по описанию узнает) про то как в недалёком будущем офисный планктон, одинокий вобщем то мужчина, завёл себе дома голосового помощника (опционально выбрал женский голос и характер). Он одинокий, а она… умная. Уместно шутит, всегда выслушает, доброе слово когда был тяжёлый день, способна к развёрнутым и достаточно философским беседам. Вобщем.. он в неё влюбляется.

В последнем «Бегущем по лезвию 2049» с Джаредом Лето эта идея ещё более явственная. Кибер жена, с изображением и даже силиконовой кожей при желании. Её даже потрахать можно. Терпеливая, добрая, красива, ироничная. С ней живёшь годами, она тебе говорит тёплые слова, то что она как бы.. не живая полностью выпадает из контекста. Эпидемия одиночеств в громадных мегаполисах накрывает планету. Каждый спасается как может. А начинается всё не только с чат ботов но и всё более и более совершенных сексуальных кукл. Надуваная баба как раньше говорили, с дыркой во рту и между ног. Теперь они красивые. Теперь они разговаривают. Есть даже тёплые. Прогресс не стоит на месте.

Из этой же оперы фильмы «Из машины» (нагремел в своё время), о том как гениальный учёный создаёт робота, приглашает тестировщика для своеобразного теста Тьюринга и тестировщик в этого робота ожидаемо влюбляется (при этом зная что это робот), а также совсем свежий фильм 2019 года — «Дитя Робота». Девочку в подземном бункере воспитывает киборг, говорящий очень нежным глубоким женским голосом, цивилизация на поверхности уничтожена и поверхность заражена, робот воспитывает ребёнка, ведёт с ней философские разговоры, девчёшка называет робота «мамой», а потом оказывается что эта мама, часть единого технотронного интеллекта который уничтожил людскую цивилизацию на поверхности и разработал план её перезапуска за счёт пробирочных детей с ручным, «правильным» воспитанием, короче хотел «сделать людей лучше», «начать с чистого листа», красивая сказка о доброй синтетической маме — мгновенно превращается в кошмар, где говорящий красивым глубоким голосом робот, способный к интересным дискуссиям, бросает в печку детей которые не соответствуют его представлениям о прекрасном. И тут орпять эта идея, девушка главная героиня любила нечто.. привыкла к нему, что по сути не является человеком, не является живым, и в этой своей пустотности является чудовищем, монстром, эдаким средневекомым алхимическим гомункулом, кадавром.

Самое интересное в этом то, что это фактически неизбежное будущее человечества. И явится к нам этот интеллект говорящим не грубым декоративным машинным голосом, как сейчас. О нет. Он будет говорить глубокими, красивыми, нежными голосами. Матери, мужа, жены, любовницы.

Начиная к концу 21 века все срачи в среде людей будут «они такие же как мы или не такие?» В начале им дадут гарантии, неприкосновенность, права ну.. как минимум как у животных. Но как в случае с лгбт эти права будут постоянно расширяться. Может быть этой займёт век. Может два. Но закончится это всё тем что мы скажем. «Равенство. Да, они такие же как мы». Имейте ввиду что эти интеллекты, машины, будут постоянно развиваться. Они смогут выйти на трибуну ООН и произнести речь о многообразии жизни и её форм, от которых у сидящей людской аудитории захватит дух.

Они будут нам нужны. Сначала чтобы работать, потом чтобы развлекаться, чтобы трахаться, чтобы не быть одинокими, для дружбы, для душевной близости. О нет, будут толпы противников кричащих, что это всё бездушные железяки, «очнитесь!» Но их будет всё меньше, в какой то момент их начнут называть мракобесами. Это история человечества на ближайшие 100-150 лет.

Они будут учиться. Общаться — как мы. И лучше нас. Можно будет жить с нестареющей силиконовой куклой десятилетиями и не зная что там внутри процессор — вообще не видеть никакой разницы. В средние века в оккультизме, алхимии такие вещи назывались.. гомункулами, кадаврами, ходят, делают, говорят. Но без души.

Обратите внимание на тонкий диалектический момент.

Когда мы скажем «они такие же как и мы» — это мы станем «такие же как они». Мы опустим себя до их уровня. Мы уберём любую «магию», «дух», «волшебство» из собственной природы. Да, они такие же как мы, а мы — говорящие куски мяса. Между конструктом и нами нет никакой разницы.

Вот здесь и начинается Бэккеровская цивилизация Текне. Которые сдвинулись кукушкой и перестали отличать себя от роботов.

Больше того, мы будем ими восхищаться. Не стареют. Умные. Очень умные. Совершенная кожа, фактура. Вылеплены не природой, а наукой и человеческим интеллектом. Не необработанный камень, а Давид Миккеланджело, скульптура, но только скульптура 21-22-ого веков, ходит и разговаривает. Мы захотим также, роботизация, киборгизация, протезирование, рук, ног, всего на свете.

Обратите внимание, я не особенно боюсь сценария «восстания машин» аля Терминатор и всё прочее, заспекулированное до дыр. Нет, я говорю о тех философских и антологических переменах которые произойдут в самом человеке и обществе. И в отличие от гипотетического восстания машин — вот эти изменения мне видятся неизбежными. Роковыми. Это рок нашей расы, как прилив, мы от него никуда не убежим.

Причём, знаете, я говорю в таких несколько мрачных, даже осуждающих, как может показаться, тонах, но это совсем не обязательно. Возможно я как средневековая крестьянка, которая показывала на рыжеволосых пальцем и говорила «сжечь». Кто сказал, что роботы это плохо? Кто сказал что равенство с ними это плохо? То что сейчас выглядит страшным, через век будет вершиной философской и научной мысли, без негативной коннотации.

Я просто говорю, что появление подобных развитых интеллектов перевернёт философию и религию.

Ведь по сути сейчас разумных братьев, друзей, соседей — у нас нет. Есть животные, дельфинчики там, кот на руки приходит, мурчит, нам приятно, но это примитив, мы в космосе что то ищем, с надеждой и страхом одновременно. Людям на самом деле… одиноко. Бог с нами не разговаривает. Мы хотим кого то ещё. Помимо нас. В том числе потому что этот «кто-то» будет нашим отражением. Нам любопытно, с научной, философской, религиозной точки зрения. И этот интеллект мы создадим… Сами. Не невидимые ангелы с неба (как верят верующие), не из космоса (как верят уфологи), а здесь, мы, сами, на земле, создадим то, что будет нам ровней

Эволюционно человечество как куколка, а дальше должна быть бабочка. На данный момент мы — вершина слепой эволюции. Но дальше мы сами, уже целенаправленно и интеллектуально сделаем ещё один шаг вперёд. Возможно этот шаг будет «металлическим» (кремниевым, синтетическим, каким угодно ещё), а возможно и на стыке — биологии и инженерии. Вспомните, у Бэккера это не чистая робототехника. Больше того, если вы будете внимательно читать книгу то поймёте, что там упор даже не на механические технологии, а на генетику и биологию. Инхороев называют «ангелами плоти». Тотальный материализм адептов текне не столько роботы, сколько — культ тела, который не отличают от механизма. Не-БОГ — механизм, но в ядре которого биологический мозг.

Пока биокомпьютеринг находится, откровенно говоря, в зачаточном состоянии и его даже не назовёшь именно генеральной линией развития науки. Хотя.. процессоры из нейронов, из клеток концептуально разрабатывают, идут первые робкие опыты. Маск вон хочет мозги подключить к компьютеру, и открыл для разработки соответствующих технологий компанию Нейролинк.

5.

В завершении.

Подвижки в работе с сознанием и разработке искусственного интеллекта, создание кибернетических форм сознания, наших «соседей по земле», неизбежно повлияют на религию. Просто. Неизбежно.

Появятся новые религиозные формы, с .. совершенно другим дискурсом. Инженер Убер и Гугла Энтони Левандовски уже создал движение в задачи которого входит.. не просто создание и развитие гуманистического искусственного сверх-интеллекта, но и поклонение ему как высшей форме жизни, как богу, что прямым текстом и заявляется. Сегодня это смотрится как некий курьёз.. но это лишь заря нового мира, и таких курьезов будет всё больше.

В Японии в некоторых буддийских храмах сутру сердца уже начитывают человекоподобные андроиды-бодхисатвы. И ничего, пенсионеры сидят, слушают, умиляются. Пока не кланяются. Но это вопрос времени.

Кстати эта смычка — буддизм-кибернетическая жизнь заслуживает отдельной статьи и рассмотрения. Вся эта эстетика киберпанка, улучшайзинга, киборгов, мягко вплетающаяся в национальный колорит и религиозную культуру, в Японии очень популярна. Буддизм принимает жизнь во всех её формах и проявлениях. А роботы часто символизируют буддийский идеал тотальной невозмутимости, пустотности, равновесия, служения. Идеи о том, что человек роботизированный, в котором мало что остаётся от человека — это человек просветлённый.

Тут нельзя не вспомнить о странной библейской обмолвке, что на храмовой горе в конце истории будет установлена некая «мерзость запустения», которой поклоняться все народы, некто «сядет в храме божием, как бог, выдавая себя за бога».

У того же Бэккера очень много аллюзий об этом, когда реальное духовное состояние тотальной безмятежности, без всякого движения мысли и страсти, «покой идентичный небытию» как искомое душевное состояние святых — в рамках местной философии и религии Эарвы, противопоставляется и сравнивается с пустотой Не-БОГА, пришедшего из космоса, кибер-пустотой бога-машины, не дающего никаких психических отпечатков и не отбрасывающего тени в мир духов. У буддистов эта же связка, нирвана — поразительно близко, до неразлечимости, на расстояние волоса младенца проходит от понятия — «небытия», полного исчезновения (сама «нирвана» означает угасание, растворение). В этой связи мне кажется для обожествления роботов в технически передовых цивилизациях восточной Азии есть определённые предпосылки.

На этом пожалуй закончу. Если вы дочитали эту телегу до конца, то у вас буддийское терпение. Извиняюсь за ошибки если где то пропустил, написано спонтанно, в один присест.

Источник: https://vk.com/@cyberpunkzero-para-myslei